Подготовка к международным тестам

Искусство возможного


 

«Elite A+A»

 

Говорение, как средство передачи информации, принадлежит к, я бы сказал, достоинствам божеским. Хочу поделиться с Вами размышлениями практикующего учителя английского языка.

 

«Хороший», «плохой» слушатель.

Эпизод 1   Усердный, самоуверенный:

Клиент: «…Я уже изучила английскую грамматику, знаю 20 000 слов…»

Менеджер: «Скажите что-нибудь по-английски»

Клиент: «Нет, говорить я не умею…» ?!!!

Эпизод 2   Человек поверхностный легкомысленный, опять же самоуверенный:

Клиент: «…Через 2 месяца я уезжаю с шефом в Америку. Он сказал, что я должна выучить язык, буду у него переводчиком.» ?!!!

Эпизод 3   Человек целеустремленный, энергичный опять же самоуверенный:

Клиент: «Вы можете научить меня конкретно, чтобы я мог вести переговоры со своими партнерами?» ?!!!При разности случаев у всех этих людей есть, с моей точки зрения, основная проблема: они смутно понимают предмет своих устремлений и, несомненно, в процессе обучения испытают удивление, лишь обозначив непростое дело: говорить на чужом языке. Хотя мне, конечно, нравятся меньше люди, играющие в свою неуверенность, «обвешивающие» учителя своими сомнениями, ощущениями, «злоключениями», заключениями и т. п. Они напоминают мне самого себя у зубного врача. Есть хороший ответ на вопрос, почему хирурги усыпляют своих пациентов: чтобы избавиться от советов и комментариев во время работы.

Поверьте, профессионал знает о проблемах слушателя больше, чем он сам. Естественный вопрос: а как его отличить? Только по результату того, чего Вы от него хотите. После каждого занятия у Вас должно быть ощущения очевидного положительного результата его работы на Ваших возможностях. Совершеннейшая глупость ориентироваться по диплому. Одна англичанка показала мне пачку дипломов и сертификатов о ее достижениях. Я уже начал сомневаться, смогу ли я оплатить ее работу. В результате я ее не принял, но только уже по  соображениям отсутствия результата ее работы. А вот студентка отнюдь не престижного лингвистического заведения, упросив меня дать ей возможность попробоваться, через месяц вела уже 4 группы, а когда она по личным обстоятельствам вынуждена была уволиться, я имел проблемы с равноценной заменой. Я лично обратил бы внимание на рекомендации уже обучившихся людей. Какой же слушатель мне нравится? Я люблю людей любопытных, целеустремленных, с чувством юмора.

 

Говорить – это приятно

Ежедневно мы учимся, совершенствуемся в языке, на котором говорим. Мы учимся говорить с разными людьми по-разному, чтобы быть более убедительными  и приятными самому себе. Я насчитал как-то два десятка своих разных приветствий к разным людям за один день жизни. Мы вообще любим говорить.

Долгое время моя покойная бабушка с удовольствием говорила сама с собой, неиссякаемо аргументируя к тем,  кого не было рядом. Очевидно это был виртуальный мир, в котором ей было приятно жить, реализуя себя.

Под моим домашним окном уже более 20 лет существует лингвистический клуб в виде десятка пенсионеров, дразнивших мое профессиональное любопытство неиссякаемым потоком говорения. Путем многолетнего анализа я пришел к выводу: они отрабатывают… К примеру, потерпев некоторое время, баба Катя, увидев из окна потенциального партнера, сбегает по лестнице ко входу в подъезд на расстоянии прямой видимости жертвы. Потом, уже не спеша, поскольку их взгляды уже скрестились, присаживается рядом уже глядя в сторону в поисках искры мотивированной речи. Отговорив свое, она может и помолчать. Дело в том, что у каждого человека существует виртуальная языковая заготовка, применимая к решению разных коммуникативных задач. Качество и количество подобных блоков зависит от жизни конкретного человека. Итак, наша баба Катя, владея, к примеру,  десятком глаголов типа видеть, брать,  стоить, идти, быть, знать, говорить и т. п., может вести получасовую беседу до смены мотивов коллегой по диалогу. Она «цепляет» ситуацию и выдает заготовленный блок.  Причем употребляет при этом простые времена преимущественно прошедшего времени. Зная приблизительно скудость лексики употребляемой, тематики, существовал непостижимый процесс поддержки разговора до момента, когда я узнал, что такое настоящий мексиканский сериал. Только он может закрыть этот клуб на какое-то время. Кстати, с моей точки зрения, лучшей  видеопродукцией для пассивного изучения языка являются именно сериалы. Человек, посвятивший годы изучению грамматики и лексики, может позавидовать недостижимо мощному речевому аппарату, мышечной и эмоциональной памяти наших активно коммуницирующих бабушек.

 

Необходимость или высшая степень социальной защиты

Однажды к нам пришла девочка,  закончившая курсы английского и утверждавшая, что она владеет весьма продвинутым уровнем английского (учебник HEADWAY, ADVANСED LEVEL), осталось только сдать на Британский тест IELTS. При тестировании она неплохо сделала грамматические тесты, но совершенно была не способна поддержать беседу, часто думала над построением фраз, у нее была большая проблема, что говорить по разным поводам, а ведь сдача подобного теста предполагает Ваши активные возможности в общении. Нужно также помнить, что живой организм языка как средства общения требует систематической активной тренировки, это как самовар, который постоянно должен подогреваться. Если жители США  иногда посещают курсы английского, что говорить о наших соотечественниках? В моей практике, скорее как исключение, существует случай, когда человек, которому «было очень нужно» сдал въездной австралийский тест за 2 месяца. Правда, он работал по 4-5 часов ежедневно. Его жена училась год. Но, смею утверждать, что учиться им придется всю жизнь, чтобы «там» быть людьми. Ведь эмигранта делает эмигрантом, на самом деле, не вид на жительство, а качество владения языком страны, где он проживает. Богатые страны, куда едут наши соотечественники станут богатыми для них только в том случае, когда они смогут не отличаться, работать согласно своим способностям, образованию, смогут себя реализовать и экономически и культурно ибо потребности в этом отнюдь не меньшие, в чем можно убедиться лишь находясь там.

ЧТО такое учебник английского?

Можно сказать, перефразируя известную фразу: «все учебники - нужны, все учебники - важны». Могу сказать и иначе: в Киеве с количеством учебников все в порядке, а вот с количеством говорящих на английском много хуже. Всякий учебник – учитель, его точка зрения на учебный процесс. Я бы сказал, у каждого стоящего учителя должен написаться учебник в результате его деятельности, но боюсь, что не каждый учебник является результатом такой деятельности. С моей точки зрения, преподавателям  разумно брать из многих учебников материал для работы, наиболее подходящий к их индивидуальности, особенностям их учеников, строя  на этом свою методику. Вообще-то методика – это успешная, результативная деятельность, технология, подтвержденная практическим опытом конкретного учителя. Ее невозможно подсмотреть, научиться теоретически – ее нужно пропустить через себя, как ток, проходящий через всю практическую деятельность.

 

Помоги себе сам

Изучая иностранный язык, постарайтесь проанализировать свою ежедневную жизнь с точки зрения общения с близкими и не очень людьми. Дело в том, что обучение мотивированной речи требует определенной квалификации учителя, что явление достаточно редкое. Поэтому, если Вас обучают книжному языку, постарайтесь сами составлять и проговаривать (обязательно!) простые ежедневные фразы. Английская грамматика примитивна, доступна, поэтому каждому это по силам. Постарайтесь избежать ошибочного тезиса: «обучая Вас «по-ихнему говорить, мы неизбежно (??!) обучаем Вас «по-ихнему» мыслить». Поверьте, мыслить можно только по-своему, другое дело, каким образом мы их выражаем. Американец, работающий у нас, часто критикует несколько тяжеловесный (перенасыщенный грамматическими конструкциями) язык. Действительно, американцы говорят простыми фразами,  и не только потому, что не все из них получили дорогое образование. Ритм жизни заставляет быть точными, лаконичными, без излишне вычурной риторики.

С моей точки зрения, многие программы обучения чрезмерно зарегламентированы, превращая учителя в чиновника, нивелируют фактический результат работы учителя, формальным отчетом о пройденном материале. Мне кажется, что это попытка уйти от ответственности за свой труд. Думаю, что профессионала в большой степени делает совесть, только она может быть внутренней планкой, неким «гамбургским счетом» его труда. Конечно, в системе образования страны подготовка профессионального вала - вещь неизбежная. Поэтому я за частные небольшие школы, именно их конкуренция сможет поддержать уровень отечественного образования, материально – защитить учителя, его достоинство. Богатых учителей в мире не существует, но качество общества, его будущее, с моей точки зрения, определяется уровнем  жизни учителей.

Директор лингвистического центра «ЭЛИТ А+А»

А. ВОЙНА


На главную >>>



<< Назад